Как винтаж стал новым золотом: интервью с основательницей галереи VintageDream Ольгой Лефферс

Наконец-то пришло время, когда смело можно сказать: «Винтаж — это новое золото». Дизайнеры запускают коллекции “vintage inspired”, модные дома пересматривают свои архивы. Тренд 2021 года - миксовать новые вещи с винтажом.

О том, почему сегодня винтаж называют “новым золотом” и в какие украшения стоит инвестировать, Таня Нудельман поговорила с основательницей галереи VintageDream Ольгой Лефферс, историком моды и обладательницей одной из лучших в мире коллекций винтажной бижутерии.

Ольга Лефферс

“Долгие годы я выступала в роли коллекционера и собирала винтажную бижутерию исключительно для себя. Естественно, как и каждый настоящий коллекционер, я изучала предмет своей страсти, и это не имело абсолютно никакой коммерческой подоплеки, это было занятие для души. Я начала этим заниматься еще в 90-е, когда добывать и сам винтаж и информацию о нем было невероятно сложно. На русском языке не было практически ничего. Но самое главное, с чем я тогда столкнулась — это полнейшее непонимание со стороны окружающих, зачем мне это нужно”

Ольга, давайте сразу поговорим про формулировки? Чем отличается обычный винтаж от коллекционного?

Есть четкая градация: секонд-хенд, no name винтаж, который не является предметом коллекционирования, новые вещи созданные в винтажной стилистике. И есть коллекционный винтаж — то, чем собственно я и занимаюсь. Далеко не каждый бренд, коллекция и предмет, созданный в XX веке, становятся коллекционными.

Получается, что коллекционный винтаж должен обладать какими-то особенными качествами? Например, маркировкой, принадлежностью к какой-то определенной эпохе, быть частью уникальной коллекции дизайнера?

Именно так! Первый жест настоящего коллекционера — это то, что он сразу смотрит на оборотную сторону украшения. Я, конечно, зачастую могу просто и по стилистике украшения понять, что это за бренд и какой это период. Начинающему коллекционеру я всегда советую первым делом переворачивать украшение и искать маркировку. Есть всего несколько брендов, которые, являясь супер коллекционными, чаще всего не маркировались. По каким-то причинам в тот период времени дизайнер мог не маркировать свои украшения, либо это была бумажная маркировка, которая прикреплялась на изделие и была утеряна со временем. Например, к таким украшениям относится наилюбимейший мной бренд Schreiner. Коллекционеры по всему миру определяют украшения этого бренда по фирменному стилю изделий и способу изготовления. У него есть специальные пайки и крепления, необычные цветовые сочетания кристаллов, его знаменитые перевернутые кристаллы (это когда кристаллы крепились острием наружу). Причем надо заметить, что немаркированные вещи Schreiner стоят примерно столько же, сколько и маркированные. Культовая бижутерия Chanel сначала либо не имела маркировки, либо маркировалась как Depose или Made in France. Украшения Juliana также не имеют нанесенной на изделия маркировки, как и ранние украшения Miriam Haskell - их узнают по неповторимому почерку.

А какой разброс цен на коллекционный винтаж — от и до?

Ценовой диапазон примерно от 3-5 тысяч рублей и до бесконечности. Самые дорогие экземпляры, которые попадались мне, стоили сотни тысяч рублей, т.е. речь шла о десяти, двадцати и тридцати тысячах долларов. При этом напомню, что ни грамма драгоценных металлов или камней в этих украшениях не было. Я занимаюсь исключительно бижутерией. Самое дорогое изделие — знаменитые клипсы от Joseff of Hollywood, которые надевала сама Мэрилин Монро, были проданы в 2017 году на Julien’s Auction за 112 500 долларов, не считая комиссии аукциона.

Можно ли вообще приобретение коллекционного винтажа рассматривать как инвестицию? И в какие бренды посоветуете вкладываться сегодня, чтобы через несколько лет они были также актуальны, а может даже и выросли в цене?

Если брать именно инвестиционные вещи, то их можно разделить на две категории — это вечная классика, которая если и падает в цене, то минимально, а с учетом инфляции и постоянного роста цен, в результате может оказаться так, что вы эту вещь и поносите c удовольствием, и стоить она будет те же деньги, которые вы вложили в нее изначально. Практически у каждого бренда есть свой конек, вещь, которая получилась наиболее удачно. Например, если ты хочешь купить идеальный тренч, то это Burberry, если косуху — это YSL, если сумку — это 2.55 Chanel или Kelly и Birkin от Hermes.

Вторая категория инвестиционных вещей — вещи из лимитированных коллекций. К ним обычно относятся кроссовки, за которыми все охотятся на дропах или аукционах. Или например, изысканные коллекции Métiers d'art Chanel. Именно в этих коллекциях задействовано больше всего ручного труда, ремесел, которые сейчас ценятся на вес золота. Изделия в таких коллекциях очень лимитированы и многие из них после выхода из бутика сразу становятся коллекционными, за ними охотятся другие модники и модницы по всему миру.

Есть еще одна категория вещей, у которой, на мой взгляд, есть большой потенциал стать коллекционными. Это авторские коллекции сумок, украшений и других предметов гардероба, созданные художниками. Думаю, ни для кого не секрет, что сейчас практически все большие бренды делают коллаборации с художниками и это не случайность. Цены на современное искусство стали расти в геометрической прогрессии и бренды это уловили. Это очень модно и популярно. По сути, модные дома сейчас повторяют то, что когда-то сделала Эльза Скиапарелли.

Какие советы дадите начинающим коллекционерам? Как стать винтажным хантером и начать свой бизнес в этой сфере?

Начинать винтажный бизнес сейчас самое время - ведь атмосфера уже совсем другая. Последние годы рынок ресейла рос и развивался огромными шагами, а пандемия этот тренд только усилила. Люди стали больше задумываться о том, что они покупают и зачем, о количестве и качестве вещей. Многие разобрали свои гардеробы и стали избавляться от тех вещей, которые им больше не нужны. И это полезно абсолютно для всех — и для тех, кто продает, и для тех, кто покупает. Сейчас ресейлом заниматься гораздо проще, чем было в 90-х или начале 2000-х. У меня ушли годы на формирование круга почитателей винтажа и объяснение, чем винтаж уникален. Я и сегодня постоянно занимаюсь образовательной работой. Вот недавно провели авторский мастер-класс «20 способов носить брошь», где мы показываем, как один единственный предмет может работать абсолютно по-разному. Нашим лектором был великолепный Тим Ильясов. Он всегда очень понятно, актуально, современно и при этом фундаментально рассказывает об истории моды.

Если речь идет о том, что человек приобрел 5-10 винтажных украшений и выставил их на продажу в своем Инстаграм-аккаунте, с этой точки зрения начать просто. C точки зрения того, чтобы делать бизнес на том уровне, на котором это делаю я, то это естественно сложнее. Ведь помимо того, что у нас есть сайт и шоу-рум, где мы продаем украшения и другие коллекционные предметы, у нас есть VintageDream Club, в рамках которого мы проводим лекции и тематические вечеринки. Мы делаем выставки и еще много чего, чтобы популяризировать тему коллекционного винтажа и в целом вторичного потребления. У людей совершенно по-другому открываются глаза на то, что мы делаем, и они с большим удовольствием начинают покупать винтаж.

Вы делали потрясающую выставку в 2016 году в Гостином дворе, посвященную Шанель, которая называлась «I love Chanel. Частные коллекции". Были ли после этого еще какие-то выставки и может быть есть уже какие-то планы на будущее?

Да, мы делали выставку «I love Chanel. Частные коллекции", где были выставлены сумки и роскошная подборка украшений Chanel, начиная с 30-х годов из частных коллекций. Потом у нас были выставки “Shocking Elsa” в Милане и Венеции, посвященные великой Эльзе Скиапарелли. Последняя выставка, которую мы успели сделать до пандемии, проходила в Петербурге в музее РОСФОТО, она была посвящена Иву Сен-Лорану и Карлу Лагерфельду. На мой взгляд, очень удачная выставка, которая совмещала винтажную фотографию и сопоставление творчества двух великих гениев ушедшей эпохи. Конечно, хотелось бы проводить выставки чаще, так как по сути у нас нет серьезной музейной институции на тему моды. Мы как частный бизнес пытается хоть как-то компенсировать дефицит информации на эту тему.

А есть ли модные тренды внутри винтажной темы, кто их задает?

Винтаж находится в прямой зависимости от общих модных течений. Сейчас колоссальный тренд на 80-е и 90-e. Золотые цепи, которые мне с трудом удается раздобыть для VintageDream, раскупают за один день. Или, например, пиджаки с большими плечами, которые до этого у нас висели 5 лет и никого не интересовали, вдруг пришли и все раскупили. Еще сейчас идет рост цены на украшения Chanel со стеклом Gripoix. Это уникальная технология, которую французский дом Gripoix сохранил. Он производил украшения не только для дома Chanel, но и для других серьезных французских Домов. Суть технологии заключается в том, что в замкнутое пространство из проволоки заливается стекло и оно потом застывает. Уникальность этого стекла в том, что готовое украшение максимально приближено к природным материалам и второго такого же украшения уже не будет. И, конечно, потрясающая игра цвета и света, это полупрозрачное стекло разных цветов смотрится очень красиво и изысканно. Долгие годы мало кто это понимал, это было как-то слишком женственно, существовала мода на минимализм, некую брутальность и унисекс. А сейчас к женственности снова начал появляться интерес — это новый тренд.

Еще один тренд — на повторение вещей из знаменитых архивных коллекций. Dior повторили сумку-седло, Fendi — сумку-багет, Versace пару лет назад повторили свою лучшую коллекцию 90-х. Это по сути и есть винтаж, только произведенный заново.

Всегда интересовал вопрос, а как носить винтажные украшения и одежду, чтобы при этом не выглядеть взрослее? Что вы обычно советуете девушкам?

Несмотря на то, что я обладатель огромной коллекции винтажа предметов одежды и украшений, я сама не ношу и никому не рекомендую надевать слишком много винтажных предметов в одном образе. Считаю, что это может быть максимум два предмета, потому что и энергетически и с точки зрения яркости их стилистического проявления, эти вещи очень активные. Я рекомендую носить винтаж с более спокойными, базовыми и универсальными вещами, которые сочетаются абсолютно со всем. То же самое касается костюмов Chanel — юбку носите с водолазкой или футболкой, жакет с джинсами и белой майкой, и надевайте какое-то одно крупное украшения — клипсы или цепь — тогда это смотрится очень стильно.

Сегодня во всем мире развивается тренд на аренду вещей — как вечерних, так и повседневных. Как вы к нему относитесь?

Мы уже давно даем украшения в аренду и особенно это касается какой-то крупной увесистой бижутерии. Я сама понимаю, что приобрести такое, к примеру, колье — отчасти неразумно и бессмысленно, потому что наденешь ты его один-два раза. При этом оно однозначно сделает образ и заставит всех вас запомнить, но зачем обладать им самой, если можно прийти, взять его в аренду, а потом вернуть.

Есть ли какая-то разница в отношение к винтажным вещам у российских и европейских женщин?

Сейчас эта грань стала не такой явной и заметной, раньше это было очень чувствительно. Когда я нахожусь за границей и хожу на модные показы, например, в Париже или Лондоне, я всегда миксую что-то новое и обязательно надеваю свой винтаж. И когда там узнают, что на мне винтаж, все говорят “вау” и так было всегда — и в 2000-х и в 90-х. Там никогда никому ничего не нужно было доказывать и объяснять,что это классно и модно. Мода на винтаж зародилась в Европе и это всегда воспринималось позитивно. А у нас все говорили: “Зачем тебе винтаж, если ты можешь пойти и купить новое?”. Или у многих было распространенное предубеждение, что якобы у винтажа есть какая-то нехорошая энергетика, что конечно же абсолютная неправда. Приходилось бороться с этими мифами. Я даже пыталась понять, откуда это идет. Дело в том, что испокон веков драгоценным камням придавали некие мистические свойства: считалось, что у рубина есть одно воздействие, у изумруда другие, какой-то камень подходит определенному знаку зодиака и даже может воздействовать на человека. И отчасти вот эта мифология вокруг драгоценных камней перекочевала на бижутерию. Но люди забывают, что бижутерия — это все-таки продукт человека, это то, что создано человеческим гением и его творческим умом. Это не имеет никакого отношения к драгоценным камням, у которых возможно и есть какие-то энергетические свойства.

Можно ли выставить свои коллекционные украшения у вас на продажу?

К нам очень часто приходят с тем, чтобы пристроить свои вещи. Я сразу честно говорю, что у меня определенный сегмент. Например, то, что подходит мне — я готова взять либо на реализацию, либо выкупить. Если это мне не подходит, я готова порекомендовать те места, куда еще можно обратиться, благо сейчас рынок ресейла растет и появилось очень много разных способов - и онлайн, и офлайн — как можно реализовать свои вещи. Иногда мне сдают целые коллекции. Например, некоторые из моих коллег, для которых это было временным увлечением, в какой-то момент хотят куда-то пристроить свою коллекцию. Такие коллекции я готова забирать.

В последнее время и лично мне, и в VintageDream поступает много запросов об экспертизе вещей. На все изделия, которые продаются у нас в галерее, я выдаю сертификаты за собственной подписью, в котором я пишу, что это за бренд, какой период и если есть еще какие-то подробности. На данный момент, мы еще не ввели услугу выдачи сертификатов на то, что нам приносят на экспертизу. Но я часто делаю это для друзей и бесплатно, можно написать мне в Директ и если я пойму, что позволяет время, с удовольствием проконсультирую.


Подписывайтесь на наш телеграм-канал Ничего Нового.