#Хроникигардероба с Романом Ковалишиным, основателем бюро VISIONAR и сооснователем апсайкл-проекта То-на-То

Фото: instagram @top15moscow/ @roman_kovalishin_

Рома, расскажи, как ты пришел к вторичному потреблению?

Я с самого детства покупал вещи “из вторых рук”, меня этому научил отец. В свои 6 лет я впервые попал на Тишинский блошиный рынок. Это был 1986-1987 год и в России было сложно купить красивую одежду. Как раз тогда были времена гуманитарных грузов с вещами из-за границы и в те же года появлялись первые секонд-хенды. Эта культура только начала зарождаться и можно было найти что-то интересное и необычное. Все остальное, что было доступно, привозили из Китайской Народной Республики, а так как моя жизнь протекала около самого большого рынка (я жил в самом близком дворе к Лужникам), я каждый день видел толпы людей, которые идут с баулами торговать этими китайскими вещами. Мне это было совсем не близко, да и отец мне всегда говорил, что лучше купить поношенные Levi’s 501, которые ты будешь дольше носить, чем купить 10 джинсов montana.

В любом случае, такого понятия как разумное потребление тогда не было. В основном, покупки в секонд-хендах происходили потому, что родителям было сложно доставать вещи, они не ездили за границу и не привозили мне вещи оттуда. По мере взросления одежда в большинстве своем cменилась на новую, но ходить в комиссионки я так и не перестал.

Мне нравится именно выискивать вещи, потому что когда ты приходишь в обычный магазин, где продаются новые вещи, есть ощущение будто там ты не можешь найти клад, а в секондах я всегда себя чувствую охотником и кладоискателем. К тому же, я никогда не был сильно брезгливым и понимал, что если вещь постирали либо похимчистили, она, собственно, такая же, как и та, что висит в магазине. Почему-то люди не думают о том, что в магазине эту вещь до тебя многие могли мерить и не всегда аккуратно. Ну и все эти энергии.. Я, наоборот, люблю вещи с историей, когда они не хрустящие, но при этом новые для тебя.

Совсем недавно ты делал сейл своих вещей в пространстве FCEIGHT на Патриках. Как появилась эта идея?

Я периодически устраиваю распродажу своего гардероба и для меня это в каком-то роде социальная миссия. Мне нравится видеть, как мои вещи служат кому-то еще и как люди получают от них удовольствие. Я уверен, что практически у каждой вещи есть много жизней и она не должна служить только одному человеку. Поскольку у меня достаточно много вещей и все они в хорошем состоянии, я делаю такие оффлайн распродажи. Очень круто видеть, как вещь идеально подходит какому-то моему знакомому, другу или даже малознакомому человеку, когда она его преображает, дополняет и наполняет новым смыслом. Зачастую люди покупают предметы из моего гардероба, которые до этого вообще никогда не носили. Для них это некий выход из зоны комфорта, но именно он и дарит новые эмоции.

Bottega Veneta

Lanvin

Alexander Terekhov

Ann Demeulemeester

Забавно было, когда ко мне на сейл приехал один мой друг. Он купил достаточно много вещей, но иногда хватал какие-то вещи в агонии и говорил, что ему это тоже нужно, а я говорил “нет, я тебе это не продам”. И я ему не продавал это не потому что считал, что он берет из жадности, а потому что понимал, что эта вещь абсолютно не его и она дождется кого-то другого. Для меня очень важно, чтобы вещь носилась, была нужна, а не просто была схвачена в гонке и ажиотаже. Это история не столько про заработок, я действительно хочу потом встречать людей или видеть их на фотографиях в своих вещах и радоваться, что они так здорово подошли и их носят.

А выставлял ли ты когда-нибудь свои вещи на онлайн ресейл-платформы?

Конечно выставлял, но лично мне просто больше нравится продавать оффлайн, потому что я люблю контактировать с людьми, собирать им луки, рассказывать про какие-то детали или самого дизайнера.. Когда продаешь онлайн, у тебя кроме зачастую длинной и ненужной переписки нет никакой коммуникации с покупателем. Поэтому сам я не очень люблю продавать онлайн, а если и делаю это, то отдаю вещи профессионалам на ресейл-платформы.

Расскажи про ваш совместный с Ольгой Глаголевой апсайкл-проект То-на-То?

Рядом с ресейлом для меня, конечно же, всегда идет и апсайкл. На мой взгляд, это две неотъемлемые величины, которые с одной стороны разные, а с другой - очень из одного лукошка)

Для меня То-на-То - это искусство, и пока это дорогое, очень кропотливое и смыслово подкрепленное произведение. Мы берем одежду и превращаем ее в предмет искусства. Почему мы имеем право называть это искусством? Потому что в каждую позицию, которую мы производим, вкладывается очень много смысла и ручного труда. Тем самым мы даем возможность мастерам, которые обладают различными техниками, в основном это вышивка, зарабатывать на этом и творить вещи, которые достойны быть выставленными на музейных площадках. Это одежда со смыслом, которую ты носишь и несешь некий месседж. Тебе есть, что сказать своим внешним видом, а не просто продемонстрировать свою принадлежность к какому-то классу.

Конечно, я верю, что этот проект будет расти. Мы с ним немного опережаем время, но для меня это всегда лучше, чем потом догонять. Cейчас мы готовим материалы для того, чтобы представиться на мировых площадках, т.к. зачастую нашей аудитории нужно увидеть, что это есть в мире и тогда это как будто бы приобретает ценность и здесь. Мы все время оглядываемся, а что там Америка, а что там Европа. У нас в стране не принято создавать тренды, мы все равно следуем за миром. Так вот мы сейчас как раз хотим создавать тренды.

Апсайкл высокого уровня - это хороший, перспективный, интересный, развивающийся бизнес, который можно относить и к творчеству, и зарабатывать на нем и также нести социально важную миссию. Cейчас одежды очень много и мне бы не хотелось, чтобы появлялись новые дизайнеры, которые просто берут ткани и что-то шьют. Вернее, пусть они остаются, но какие-то очень уж хорошие. Произведено уже бесчисленное количество одежды и, конечно, лучше, чтобы люди обратились к архивам и попытались хотя бы это сносить. То-на-То как раз об этом - можно менять и можно улучшать. Ресейл, в целом, тоже для этого создан. Ты можешь меняться с кем-то вещами - что-то продал, что-то купил - и вот у тебя уже новые вещи в гардеробе)


Подписывайтесь на наш телеграм - канал Ничего Нового.